Дети – наименее защищенная группа населения от пожаров, так как у них нет определенных знаний, а также навыков в области пожарной безопасности. Исходя из этого, разъяснение детям правил пожарной безопасности является неотъемлемым частью учебного и воспитательного процесса. Разные возрастные категории детей подразумевают различные методы и подходы к обучению правилам пожарной безопасности.
Обучение детей младшего школьного возраста
Младших школьников (1-4 класс) необходимо обучать самым простым мерам пожарной безопасности. Целесообразно разобрать с детьми:
- что собой представляет огонь, какую пользу и опасность он несет людям;
- опасные последствия и недопустимость игр со спичками, зажигалками, свечами;
- меры предосторожности при обращении с электрическими и газовыми приборами;
- рассказать о причинах возникновения пожаров и их предупреждение;
- как вести себя при пожаре;
- разобрать средства пожаротушения;
- осветить работу пожарных.
При организации работы с младшими школьниками нужно учитывать их психологические особенности и детское восприятие окружающего мира. Дети этого возраста обычно активны, впечатлительны, они быстро утомляются и переключают свое внимание, поэтому одной из форм обучения может выступать познавательная игра. Существуют также и другие формы обучения для школьников:
- Видео и диафильмы противопожарного содержания.
- Тематическая беседа.
- Обучающая литература (сказки, рассказы, стихи).
- Викторины, конкурсы.
- Внеклассные мероприятия (посещение выставок, экскурсий, пожарных
- подразделений).
- Практические занятия (создание специальных ситуаций, действия в случае возникновения пожара, эвакуация).
В процессе обучения учащийся должен усвоить следующее:
- что собой представляет «пожар», какую он несет опасность и возможные последствия;
- почему происходят пожары, пожароопасность некоторых явлений природы;
- какие предметы являются пожароопасными, как с ними обращаться;
- самые простые правила пожарной безопасности (не разводить костры, не играть со спичками и т. п.).
- как вести себя в случае пожара или задымления;
- учащийся должен уметь вызвать по телефону пожарную службу, назвать свой домашний адрес, фамилию и имя.
- вывести из помещения, где произошло возгорание младших по возрасту детей;
- уметь затушить костер, выключать электрические приборы.
Обучение детей среднего школьного возраста
Детей среднего школьного возраста (5-9 классы) также следует обучать:
- осторожному обращению с пожароопасными веществами и материалами, электроприборами;
- как предотвратить пожар в доме и в школе;
- какие существуют способы спасения своей жизни, а также жизни детей младшего возраста;
- необходимо проводить профилактические беседы о курении;
- отработать тактику поведения в случае возникновения пожара;
- изучить первичные средства тушения пожаров и их применение.
Целесообразно рассказать о пожарах, возникающих вследствие неосторожного обращения с огнем на природе, о мерах предосторожности при разведении костров. Обучение детей подросткового возраста правилам пожарной безопасности, кроме теоретической базы, можно разнообразить различными спортивными соревнованиями, конкурсами, викторинами противопожарной тематики, в которых дети данного возраста будут принимать активное участие. К завершению данного этапа обучения подросток должен:
- понимать, что представляет собой пожар как явление;
- изучить источники зажигания, основные горючие вещества и материалы;
- ознакомиться с основными требованиями пожарной безопасности в школе и дома;
- знать, как вести себя при возникновении пожара, порядок вызова пожарной службы;
- знать способы тушения загораний, первичные средства пожаротушения (в том числе подручными средствами);
- в чем заключается работа пожарного;
- понимать меру ответственности за нарушение правил пожарной безопасности;
- при возникновении загорания оценивать обстановку и действовать согласно правилам пожарной безопасности;
- уметь применять первичные средства пожаротушения;
- выполнять требования правил пожарной безопасности.
Обучение старшеклассников
Для старшеклассников (10-11 классы) процесс обучения правилам пожарной безопасности находится на завершающей стадии. На этом этапе необходимо добавить к полученным ранее учеником знаний рассмотрение следующих, более сложных тем:
- применение первичных средств тушение при пожаре;
- пожарно-техническое оборудование;
- пожароопасность электрических сетей;
- системы автоматического пожаротушения, пожарная сигнализация;
- правила поведения при возникновении пожара;
- меры предосторожности от поражения током, получения ожогов, отравления дымом;
- оказание первой помощи пострадавшим;
- в случае эвакуации помощь ученикам младших классов.
Кроме того, в процессе изучения правил пожарной безопасности со старшеклассниками нужно также ориентироваться на последующий выбор профессии. До учащихся нужно донести необходимость соблюдения правил пожарной безопасности в дальнейшей жизни: дома, на производстве, на природе, в целях обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих людей. К завершению учебного процесса выпускник должен обладать следующими знаниями и навыками:
- понимать процесс возникновения, развития и тушения пожара;
- знать основные свойства горючей среды и источников зажигания;
- знать химические и физические основы горения;
- разбираться в пожароопасных свойствах материалов, веществ и предметов;
- знать причины возникновения пожаров и профилактические меры по их недопущению;
- разбираться в основных способах и принципах тушения пожаров;
- знать основные средства пожаротушения, в том числе первичные, и их применение;
- ознакомиться с работой пожарных подразделений;
- знать и соблюдать правила пожарной безопасности;
- понимать степень юридической ответственности за несоблюдение правил пожарной безопасности;
- уметь оценивать потенциальную пожарную опасность в различных помещениях, на улице и при проведении каких-либо работ;
- уметь оценивать обстановку в различных ситуациях при возникновении возгорания или задымления, принимать необходимые меры, чтобы потушить возгорание;
- при необходимости, знать, как пользоваться первичными средствами тушения пожара, пожарным инвентарем, кранами, системами автоматического пожаротушения;
- помогать пожарным и четко выполнять их инструкции при тушении пожара;
- уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при получении ожогов и в случае отравления продуктами сгорания.
Немаловажным аспектом в обучении детей школьного возраста правилам пожарной безопасности является непосредственное участие родителей в этом процессе. Родителям необходимо не только напоминать детям о мерах пожарной безопасности, но и самим неукоснительно соблюдать данные правила, в целях безопасности и предотвращения пожаров. Не следует оставлять на видных местах спички, зажигалки, следить за исправностью электроприборов, степенью изношенности изоляции электрошнуров, прятать от детей емкости с химикатами и горючими веществами и т. п. Родителям необходимо как можно чаще проводить беседы с детьми о том, как они должны себя вести при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Основные правила поведения при пожаре
Эти правила очень важно запомнить детям. Если в квартире возник пожар и рядом нет взрослых, что делать:
- Не паниковать, постараться быть собранным и внимательным.
- Вызвать пожарную службу по телефону 01 (для России), 101 с сотового телефона – 010, 112. Сообщить свою фамилию, точный адрес, этаж, сказать, что и где горит.
- Если возможно сообщить о пожаре соседям.
- Небольшое возгорание можно попытаться затушить подручными средствами, если в доме нет огнетушителя: кроме воды, которую необходимо во что-то набирать, подойдет мокрая ткань (простыни, полотенце), плотное одеяло, подойдут также песок, земля, если они есть в доме.
- Не пытайтесь погасить сильный пожар самостоятельно, старайтесь быстрее покинуть помещение.
- Нельзя прятаться под кровать, в шкафы, в ванную комнату, нужно постараться покинуть в квартиру.
- Дым не менее опасен, чем огонь. Если в помещении дым, нужно закрыть нос и рот влажным платком или шарфом, лечь на пол и ползком пробираться к выходу – внизу дыма меньше.
- Если произошло возгорание в бытовом электроприборе, нужно попытаться выдернуть вилку из розетки или обесточить через электрощит.
- Если загорелся телевизор, его необходимо обесточить, накрыть плотной тканью, если он продолжает гореть, можно попробовать залить воду, через отверстие в задней стенке, только при этом, в целях безопасности, нужно стоять сбоку, так как экран может взорваться.
- Если пожаром охвачена одна из комнат, нужно плотно закрыть дверь горящей комнаты и постараться уплотнить дверь, смоченными в воде тряпками, там, где есть щели, чтобы не проходил дым.
- Если горит соседняя квартира, и в тамбуре, и на лестничной площадке огонь, и нет возможности выхода по лестнице на улицу, необходимо уплотнить входную дверь в квартиру и поливать ее водой до приезда пожарной бригады.
- Если придется пробираться через помещение охваченное огнем, нужно облить себя водой, намочить одеяло или покрывало, накрыться им, набрать в легкие воздуха, постараться задержать дыхание и как можно быстрее преодолеть опасное место.
- Если нет возможности выбраться из горящей квартиры, надо выйти на балкон, плотно закрыв за собой дверь. Лучше не спускаться с балкона с помощью простыней или веревок – это очень опасно.
- Во время пожара в подъезде лифт может отключиться, поэтому пользоваться им нельзя ни в коем случае.
Если на человеке горит одежда.
- Если на вас горит одежда, ни в коем случае не пытайтесь бежать, огонь будет разгораться еще сильнее.
- Нужно как можно быстрее сбросить горящую одежду, постараться сбить пламя – падайте на землю и катайтесь, если поблизости есть лужа или снежный сугроб – падайте в них.
- Если находитесь в помещении, можно набросить на себя какую-нибудь плотную ткань (одеяло, покрывало, пальто), только оставляйте открытой голову, чтобы не задохнуться дымом.
- До приезда врачей не снимайте самостоятельно одежду с обожженных участков тела!
Если загорелся лифт.
- Если произошло возгорание в лифте, в кабине или в шахте появился дым, срочно нажимайте кнопку «Вызов» и сообщайте об этом диспетчеру.
- Если лифт продолжает движение, не пытайтесь остановить его сами, дождитесь пока он остановится.
- Когда выйдите из кабины, попробуйте заблокировать дверь каким-нибудь предметом, для того, чтобы никто не смог снова вызвать лифт.
- Тушить водой кабину нельзя, лифт под напряжением!
- Вызовите пожарную службу по телефону «01» и сообщите о пожаре жильцам дома.
- Если лифт остановился между этажами, это может произойти из-за возгорания и короткого замыкания, делайте все возможное, чтобы вас услышали – громко кричите, зовите людей на помощь, стучите по стенкам лифта. Постарайтесь с помощью подручных предметов (ключи, зонт) раздвинуть двери лифта, чтобы было легче дышать. Не надо пытаться покинуть лифт самостоятельно, он может поехать.
- Чтобы не задохнуться дымом, нужно закрыть рот и нос платком или рукавом одежды, если с собой есть вода или другая жидкость, которая неопасна для дыхания, смочите ею платок или рукав.
Первая помощь при ожогах.
- Приложите к месту ожога влажную и холодную ткань, хорошо, если есть
- стерильный бинт, салфетки (обычно они есть в аптечках у водителей), можно смачивать пораженный участок холодной водой.
- Не отдирайте одежду от пораженных участков, не смазывайте ожог маслами и мазями, ждите приезда скорой помощи.
Правила пожарной безопасности в лесу.
- Нельзя разводить костры в жаркую, сухую, ветреную погоду.
- Разжигать костры следует в специально предназначенных для этого местах.
- Хорошо, если около места разведения костра будет вода и ветки для захлестывания огня на случай распространения пламени.
- Не желательно разводить костры рядом с деревьями – это небезопасно и может привести к гибели деревьев.
- Если в лесу начался пожар, главное – не дать огню распространиться. В случае, если потушить огонь своими силами не получается, необходимо срочно сообщить о пожаре в пожарную службу по номеру «01».
- При тушении возгораний своими силами можно использовать, кроме воды, способ «захлестывания огня по кромке пожара», для этого подойдут зеленые ветви, можно засыпать кромку пожара грунтом, для перекрытия доступа воздуха и охлаждения горящих материалов.
В ходе обучения детей правилам пожарной безопасности родителями и педагогами необходимо сформировать у ребенка понимание потенциальной опасности, которую несет огонь. Очень важно, чтобы дети осознали необходимость соблюдения правил пожарной безопасности везде, где бы они не находились: в доме, квартире, на улице, в лесу и в любых других помещениях и местах.
|